воскресенье, 25 января 2009 г.

Системное администрирование. Начало

Существует много пособий по настройке программ (Операционок, сервисов, сайтов и тд), но редко можно встретить мануал по организационным вопросам связанным с системным администрирование. Сразу скажу, опыт работы у меня достаточный. Рассматриваться предмет будет на моем личном примере работы, сразу скажу что любые аргументированные дополнения, и исправления приветствуются. Также поясню для господ минусующих: «Не нравится? Сделай лучше!», и обязательно пришли ссылку, почитаю с большим удовольствием.

Ну что устроился на работу? Даже сисадмином? Даже в контору где от 5 до 50 компов (написано для тех кто устроился именно в такую фирму, потому как до 5 самому справиться и разобраться не проблема, а бросаться сразу с шашкой на танки без опыта смысла нет).

Все таки Вас приняли! Поздравляю! Но не спешите радоваться — сисадмин, это не самая лучшая должность (и вообще не должность, а состояние души), когда все работает вас могут не замечать, а когда юзер что-то сделал и все зависло виноват конечно же сисадмин.

Также хочу заметить, что тут не будет рассматриваться вопросы прокладки сети, закупки оборудования, и тому подобных моментов.
Не будет рассматриваться настройка конкретных программ, потому как Google и RTFM – лучшие друзья админа.

Первое от чего стоит себя удержать — не бросаться настраивать сервера и перекладывать сеть, до этого еще дойдет. В первую очередь стоит поговорить с руководством. Идеально если вы подчиняетесь и общаетесь по организационным моментам с генеральным. Но в любом случае надо знать от кого получать указания по работе, иначе каждая секретарша будет вас гонять.

Теперь желательно пройти с тетрадкой, зарисовывая схему помещений (в принципе можно взять план пожарной эвакуации и использовать его, а если хочется точности то взять строительный план (либо в БТИ, либо в бухгалтерии, как не странно он у них должен быть, так как налоговая требует налог на недвижимость, а он рассчитывается согласно этого плана). Записываем в тетрадочку (потом идеально сделать схему в Visio или СКС Эксперт) где какой компьютер стоит (если на вас повесили еще и АТС, то и где какой телефон). Узнаем конфигурацию машины, говорим с его владельцем-пользователем-манагером (нужно подчеркнуть, лишнее вычеркнуть) и узнаем какой софт он использует и чего ему не хватает для полного счастья. Таким образом нужно обойти всю контору, затем сесть, подумать и привести к системе полученную информацию.

Из личного опыта — Мое первое место работы — небольшая фирма, 13 компьютеров в техническом отделе, 5 в бухгалтерии, 10 компьютеров в торговом отделе, серверы — 1С, шлюз во внешнюю сеть. WiFi — точка доступа, аппаратный принт-сервер, два принтера (торговый, бухгалтерия). АТС 6х16.

Итак, начнем. Нет, все еще не идем к серверам «ставить туда линукс», и настраивать все подряд. Сядем и подумаем, как все должно работать в теории.

Важная заметка — Перестанавливать систему на сервере, очень хитрое дело, так как чаще всего в средних и мелких фирмах нет резервного сервера, то надо это делать либо ночью, либо на выходных, либо на отдельном компьютере.

После того, как ознакомление прошло успешно, в голове/на бумаге четкое понимание того как работает сейчас и как должно работать в идеале. Следующая остановка — начальство. Озвучиваем собственные соображения, делимся пожеланиями работников (теми, что мы собрали в самом начале).

Из личного опыта — Получилась примерно такая картина — Бухгалтерия — 1С Бухгалтерия, Банк-Клиент, Гарант, Контур-Экстерн. Торговый отдел — 1С Торговля и склад, система CRM, Банк-клиент (только просмотр). Тех. Отдел — куча программаторов, мануалов, схем. Для всех общее — Total Commander, Office, WinRar, Acrobat, опера, антивирус, почовый клиент. В общем смотрите у себя по ситуации, как говориться каждому свое.
Озвучено то как было надо, а стояло как попало, у кого-то не стоял офис, у кого-то CRM, и все к друг другу бегали смотреть :)

На серверах — 1С — чистая Windows 2003, антивирус, базы 1С. Интернет — Windows 2003, Kerio, Merak Mail Server, антивирус.
Все это крутилось в рабочей группе, понятие безопасности отсутствовало, сортировка в документах и мануалах отсутствовала также.

Вначале были сделаны первоочередные вещи — проверка на вирусы (нашлись гадины и были преданы инквизиции), проверка на ошибки диска и реестра, найдутся у любого. Также, так как пришел на работу не просто сисадмином, а еще и следящем за 1С, проверенна 1С, убраны дубли, удаленно все что было не нужно.

Теперь можно браться и за серверы. Начнем пожалуй с интернет. Итак первый вопрос какие сервисы от него требуются — у меня получилось примерно такая ситуация — контроль, тарификация и статистика по пользователям, с квотированием и запретом определенных сайтов, почтовый сервер, DNS, файрвол, прокси, FTP. Решение можно собрать как на Windows, так и на *nix.

Пример — Windows — kerio winroute firewall (firewall, подсчет траффика, прокси, антивирус, контроль в одном флаконе), почтовый сервер (мерак или тот же керио но теперь kerio mail server), ftp – Serv-U. Пример — FreeBSD (собственно на ней и сделал) — на ней необходимые сервисы встанут в такой софт — подсчет трафика, статистика — stargazer, netams или abills, почтовый сервер — sendmail, DNS – bind, proxy – squid, ftp – proftpd. Файрволл — ipfw.

Из личного опыта — По поводу почты. В последствии ушли на google mail, чего и вам советую, доступ отовсюда, нормальная система настройки плюс всяческие дополнительные сервисы, такие как google calendar.

Процедуру настройки приводить не буду, так как софт каждый выбирает для себя сам, и всегда можно поставить, что нибудь другое вместо приведенного мною. Главное надо помнить, что сервер должен логироваться, резервироваться и обновляться. Любой, что никсы, что вин.

Теперь перейдем к серверу 1С, после некоторых раздумий было решено перейти на доменную структуру, так удобства настройки и последующей работы, гораздо большие чем при помощи рабочих групп. Плюс разграничение баз, ибо не нужно торговому отделу знать что твориться в бухгалтерии

Плюс на этом же сервере была сделана система резервирования (которая помимо создания бэкапа, сама писала на ленту, достаточно вставлять раз в день чистую. Плюс копировала по сети на мой компьютер.

Помимо этого развернул файлопомойку — дистрибутивы, драйвера, документацию, общие документы. По хорошему, под эти дела нужно было нормальный сервер, но с трудом выпросил новые харды так что работали как могли.

После настройки серверов пришло время настраивать клиентские компьютеры. Собрал системник (в дальнейшем он был в резерве), на него установил систему, и заменяя у манагеров корпус, забирал, настраивал, ставил обратно, брался за следующего. При наличии всех дисков, а диски естественно готовятся заранее, на один комп тратиться примерно часа 3-4. После были сделаны clonezilla-образы и восстановление убитой системы стало занимать 15 минут.

Из личного опыта — также в это же время прочищал корпуса, Прочищал беличьей кисточкой и пылесосом, менял термопасту, подкручивал все винты, ставил заглушки.

Из личного опыта — ставьте систему удаленного управления, такую как radmin, vnc. Вообщем что знакомо и удобнее, иногда очень помогает, чтобы не бежать.

Вот собственно примерно так все и происходило, конечно не все так гладко. Но сейчас все работает. Люди довольны и гораздо меньше дергают админа, отвлекая от чтения Хабра.

И подконец пару советов, которые если бы я приминял с самого начала проблем было бы меньше.

1. Если на фирму пришел новый работник, потратьте час на обучение, проблем будет меньше, плюс назначьте из числа его соседей ответственного, к которому будут вопросы вначале, это будет гораздо быстрее, чем вам позвонят вы подбежите посмотрите и покажите кнопку «печать».

2. Потратьте день на то чтобы промаркировать кабели ЛВС и телефонов, много раз видел как просто к свичу подходит куча проводов, и не понятно где какой :)

3. По картриджам — постарайтесь чтобы у вас всегда был заправленый картридж. В этом случае при окончании тонера в принтере, просто меняете картридж, а потом когда есть свободное время организуете заправку. Очень редко тонер кончается одновременно у всех.

4. Ставьте на доступ к антивирусу пароль!!! Иначе в не меру умные пользователи могут его отключить, якобы для повышения скорости работы. Вы конечно узнаете это по логам, но иногда может быть поздно.

5. Проведите инвентаризацию всего железа что у вас есть, затем запишите на болванки либовнешний хард все драйвера (и желательно доки) на все это хозяйство.

6. Неплохо проверять время от времени свои сервера сканерами безопасности, к примеру тем же Xspiderom. Лучше узнать о своих ошибках первым.

7. Если вам поручили создать web сайт фирмы, конечно можете взяться, но не советую — профессионалы справятся лучше и быстрее, просто по моему личному мнению, тут меньше технической работы, а больше работы дизайнерской и верстки. А вот поддержка, добавление новостей, это уже можете спокойно делать сами.

8. Освойте хотя бы основы телефонии и электротехники. Не помешает.

9. Резервирование, резервирование… да, забыл еще раз резервирование.

10. Заведите себе список с телефонами-адресами службы техподдержки провайдера, «одинесников» и тому подобных товарищей.

11. Если система рухнула — потратьте полчаса-час, на чтение логов, из за чего это сообственно, случилось, если из за глюков железа или софта, сделайте для себя выводы. Если виноват юзер — на первый раз предупредите, далее принимайте репрессивные меры.

12. По поводу IP-адресов — советую разработать для себя систему выделения IP-адресов оборудованию.
Например:
Серверы 192.168.100.1 — 192.168.100.10 (static)
Торговый отдел 192.168.100.20 — 192.168.100.40 (dhcp)
Технический отдел 192.168.100.50 — 192.168.100.60 (dhcp)
Управляемая техника (точки доступа, маршрутизаторы и т.п.) 192.168.100.100 — 192.168.100.110 (static)
Бухгалтерия 192.168.100.120 — 192.168.100.140 (dhcp)
IP-телефоны 192.168.100.150 — 192.168.100.170 (dhcp)
Тестовые или для проверки (вообщем всякое бывает) 192.168.100.180 — 192.168.100.200 (dhcp)

Но в любом случае у вас должна быть возможность узнать, у кого какой IP в случае статического назначения посмотрев в свои записи, либо посмотрев список dhcp leases для динамических адресов.
источник

Комментариев нет:

Неактивный атрибут "скрытый" или как снять атрибут скрытый после вируса

Некоторые пользователи компьютеров часто сталкиваются с проблемой, когда папки и файлы вдруг становятся скрытыми. Или, проще говоря, исчез...